Проектно-реставрационная мастерская
Главная / Публикации /

Храм на Крови в Екатеринбурге




Православные храмы. Опыт проектирования и строительства

Храм на Крови во имя Всех Святых в 3емле Российской Просиявших

В. И. Симиненко, заслуженный работник культуры РФ, профессор УГАХА, главный архитектор проектов

В. М. Поздникин, инженер-реставратор I категории, профессор УГАХА

ООО Фирма "Терем" по приглашению губернатора и правительства Свердловской области в 2000-2003 годах принимала участие в проектировании главного храма Свердловской области. Ей была поручена разработка интерьеров Верхнего Придела и иконостаса в Нижнем Приделе. Специфика проектирования состояла в том, что фирма включилась в проектирование на стадии уже сформировавшегося архитектурного объема храма, к тому времени частично построенного. Повлиять на архитектурное решение с точки зрения организации пространства и функции не было возможности. Поэтому была сформулирована основная идея, суть которой состояла в следующем.

Во-первых, средствами архитектурной пластики элементов, составляющих интерьер храма; подчеркнуть его величие и непреходящую историческую ценность.

Во-вторых, обеспечить гармоничное единство с архитектурным стилем, заданным проектным решением здания.

В-третьих, решить сложнейшую проблему соотношения масштаба и масштабности в заданном пространстве.

В-четвертых, сформировать элементы интерьера храма в строгом соответствии с законами и правилами архитектурной композиции (тектоника, ритм, пропорциональность и т.д.).

Существенное значение придавалось символике в отражении исторических событий и традициям работы с материалами по созданию архитектурно-художественных форм в России и на Урале.

Основная идея состояла в том, что Нижний Придел был задуман как мемориальный с экспозицией фактического места расстрела царской семьи. На выражение этой идеи были направлены соответствующие средства архитектуры. Главный элемент придела - иконостас решен сравнительно простыми композиционными приемами в общей форме и в его частях. В условиях ограниченного по высоте пространства двухъярусная композиция с ярко выраженным центром зрительно создает впечатление увеличения высоты помещения. Материал иконостаса - керамика - выбран не случайно. Фаянсовые иконостасы появились в конце XIX в. как новое художественно-технологическое слово в создании элементов храмового убранства - в период царствования Николая II. Известно, что семья Романовых вложила свои личные сбережения в создание одного из первых в России фаянсовых иконостасов с киотами в Крестовоздвиженском соборе Верхотурского Свято-Николаевского монастыря. Это обстоятельство стало важным аргументом при увековечивании памяти великомучеников. Кроме того, символическими элементами памяти служат основоформирующие детали верхотурских фаянсовых иконостасов. Принятое цветовое решение иконостаса (белые детали с позолотой на пурпурно-красном фоне) рассчитано на усиление эмоционального состояния, как символ акта кровавой расправы, покаяния и духовного очищения.

При формировании интерьера Верхнего Придела Храма основная идея состояла в отражении величия Всех Святых, в Земле Российской Просиявших. Ведущей темой здесь стало активное применение традиционного уральского материала - камня в различных видах обработки. Основой целостной композиции интерьера стал мраморный трехъярусный иконостас высотой 15 метров (в центральной части по кресту) и оформление трех входов в Храм и шести ниш-часовен. В формообразовании мраморных элементов использовались традиции создания каменных иконостасов в России конца XIX-XX вв. Традиции глубоко изучались в натуре, в архивных материалах и литературных источниках. Изучены сохранившиеся мраморные иконостасы в храмах Москвы, Киева, Новочеркасска и других городов России и Украины.

Масштабность иконостаса и других каменных элементов решалась с учетом возможности целостного восприятия в полном объеме, планировки и высоты храмового пространства. Масштаб, соразмерный с человеком, решался в соответствующих членениях элементов прясел и венчающих арок, размеров декоративной резьбы, доводка которой осуществлялась авторами в цехах завода-изготовителя ЗАО "Коелга-Мрамор". Тема иконостаса в форме, материале и фактуре прозвучала в оформлении плоскостей стен по всему периметру храма в виде акцентов в местах входов и ниш-часовен. Геометрия пилястр с арочными надвершиями согласована в размерах с иконостасом. Пространство Храма объединяется линией цокольного обрамления, проходящего в иконостасе и по всему периметру. Цоколь, выполненный из черного камня габбро, тектоничен, создает торжественность и цветовой контраст.

Расчетный вес мраморного иконостаса внушителен и составляет около 220 тонн. Отдельные детали достигают веса около 1,5 тонны. Однако такая масса зрительно не воспринимается благодаря своей композиции - форме, фактуре, цвету, декоративной резьбе.

Несущей основой иконостасов является единая стальная каркасная конструкция. Практически все детали крепятся раздельно на стальном каркасе, который переносит вес нагрузки непосредственно на скальный грунт.

Активную роль в архитектурной композиции приалтарной стороны интерьера играют два симметрично расположенных шатра с завершениями в виде креста и царствующей короны.

Полы Верхнего Придела - многоцветные из полированного гранита. Рисунок традиционный, подчеркивает общую планировочную структуру главного храма с учетом функционального зонирования.

Ограждение на хорах выполнено из стали с нитрид-титановым напылением с рисунком, аналогичным рисунку ограждений лестниц и ограждений на подпорных стенах на площадках окружения храма.

Руководитель авторского коллектива Г.В. Мазаев - главный архитектор Свердловской области, заместитель министра строительства иЖКХ, профессор, член-корреспондент РААСН.

Активное участие в разработке проекта принимала ведущий архитектор фирмы "Терем" Н.А.Бушмелева, отмеченная Памятной грамотой Патриарха Московского и Всея Руси Алексием II в благословение за усердные труды во славу Русской Православной церкви.

В реализации проекта принимали участие ведущие строительные организации Екатеринбурга и Уральского региона: ОАО "Уралэнергострой" (генподрядчик), ЗАО "Коелга-Мрамор", ООО "Строительная компания “ралкомплект", ООО "Морион", ООО "Мраморгаз", ЗАО "Союзтеплострой" и другие.

Из журнала "Стройкомплекс Среднего Урала", декабрь 2004 г.